A Glitch in the Matrix ("Сбой в матрице"), Родни Ашер, 2021
Поиск случайных фильмов бывает интереснее, чем их просмотр, и я увидел "Сбой в матрице" абсолютно случайно: тоже своего рода сбой.
Родни Ашер -- опытный документалист, его самая известная работа ("Комната 237") посвящена скрытым смыслам "Сияния" Кубрика, а вторая по известности (The Nightmare) рассказывает про сонный паралич. От снов всего один шаг к глобальной теории, которая больше всех нас и больше окружающей нас Вселенной.
Все мы живём в симуляции. Об этом писал Филип Дик, об этом говорит Илон Маск. Об этом говорят наряженные в 3D-костюмы персоны из фильма Ашера, чьей реальной внешности мы не видим. Вероятно, по тем же причинам, что не любят показывать своих лиц свидетели присутствия пришельцев на Земле. Засмеют и с работы уволят.
Ашер не углубляется в научную сторону дела, хотя один из главных спикеров у него -- Ник Бостром, автор самых влиятельных статей о компьютерных симуляциях. Фильм визуализирует разные мысленные эксперименты, как правило -- через графику, созданную в игровых движках; без огромного количества цитат из фильмов по Дику, клипов из "Матрицы" и "Шоу Трумэна" дело тоже не обходится.
У Ашера нет однозначных выводов и, возможно, даже нет мнения про то, живём ли мы в симуляции. Он очевидно тяготеет к позиции, что осознание нереальности жизни ведёт к злу. Его пугает мысль о том, что ощущение реальности мира, неотвратимого возмездия, -- всё, что отделяет людей от настоящего варварства, от уничтожения себя и всех, кто находится рядом.
Один из самых шокирующих для меня моментов фильма -- история
Horizon Air Q400, самолёта, который в 2018 году угнал Ричард Рассел, сотрудник аэропорта Сиэттл-Такома. Он полетал час с небольшим над островами недалеко от Сиэттла, выполнял сложные для пассажирского самолёта манёвры, а потом направил самолёт в безлюдный лесистый остров. Ричард по радио сообщил, что управлять самолётом он научился в играх. На Реддите ему дали кличку Sky King. За мастерство.
Может быть, он получил ачивку и после смерти перешёл на следующий уровень, в следующую Землю. Едва ли стоит об этом думать: хорошая симуляция должна быть создана так, чтобы в ней нельзя было найти изъянов. Хорошая симуляция может быть создана на основе существовавшей некогда реальности. Вы уверены, что вы это на самом деле вы, что вы -- оригинал? Может быть, вы просто версия вас, которая существует в компьютерах у земной (или неземной) цивилизации будущего. И таких вас может быть бесчисленное множество. Вероятность того, что вы живёте свою первую, реальную жизнь, действительно ничтожно мала.
Это если принять за должное, что "первая" и "реальная" жизнь вообще существовала.
Кто управляет этим процессом? Кто приводит нас в мир и выводит нас из него? Я с детства мучаюсь вопросом о том, почему я это именно я, почему я смотрю на мир своими глазами, а не глазами соседа. Кто выбрал такого дурацкого персонажа? Я не знаю. А соседа, вероятно, не существует.